Оформи заявку сейчас

и будь первым среди конкурентов

*Данные никогда не будут переданы третьим лицам

Мы вам перезвоним

Оставьте свои координаты

*Данные никогда не будут переданы третьим лицам

"Совтрансавто" - как это было. Статья: "Время собирать камни".

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
 
крупнейшая российская компания-грузоперевозчик на пути к своему возрождению
 
АНАТОЛИЙ ТЯН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗАО ХК "СОВТРАНСАВТО"
 
«Смутные 90-е» — как сейчас принято называть период становления рыночных отношений в России — наложили свой отпечаток не только на судьбы миллионов людей, но и на судьбы десятков тысяч компаний. Многие из них просто канули в небытие, другие, поменяв руководство или объединившись с кем-то, пережили тяжелые времена, но лишились былой славы. Но кому-то все-таки удалось выжить в тяжелейших условиях «переходного периода», сохранить людей, сохранить имущество, опыт и клиентуру. Один из таких примеров — крупнейшая российская транспортная компания «Совтрансавто». Генеральный директор ЗАО ХК «Совтрансавто» Анатолий Дмитриевич Тян работает в компании с 1975 года...
 
— Анатолий Дмитриевич, как вы считаете, основные трудности позади? Или и сегодня есть, с чем бороться?
 
— Сегодня у нас есть такая проблема, как человеческий фактор. Мы расширяемся, приобретаем пакеты акций различных транспортных предприятий, укрепляя позиции холдинга. Для развития отрасли привлекаем новых топ-менеджеров, расширяем состав нашего Совета директоров, приглашая руководителей региональных предприятий. У нас, конечно, есть очень сильное свое «ядро». Я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Председателя Совета директоров Алексея Двойных, руководителей «Совтрансавто-Брянск» Ивана Трифанцова, стоящего во главе своего предприятия с 1973 года и Игоря Джегрия, возглавляющего «Совтрансавто Экспедиция», а также Станислава Тарасова, отвечающего за корпоративную политику «Совтрансавто». В таком составе Совета директоров — кстати, он был кардинально новым по сравнению с прошлыми, в том смысле, что в него влилась новая свежая кровь, а для нашей «патриархальной» в некотором смысле, компании это было революцией — мы проработали прошлый год. И, я считаю — очень многого достигли. Как ни удивительно, именно представители новой команды в Совете директоров предложили расширить состав за счет руководителей дочерних транспортных предприятий. Так был сделан следующий шаг на пути консолидации, в процессе которой нужно объединять не только пакеты акций, но и единомышленников. И к пяти прежним членам Совета директоров присоединились еще четверо — Николай Ананьев (про таких говорят — «крепкий хозяйственник»), руководит предприятием «Совтрансавто» в Смоленске, Владимир Кравчук, поднявший свое предприятие «Совтрансавто-Калининград» буквально «из руки»; Алексей Приставкин — директор «Совтрансавто-Москва», которому это все еще только предстоит и Борис Харитонов — он кстати группы «Альфа», а сегодня — представитель «Совтрансавто» в Белоруссии. Я хочу еще сказать спасибо Виктору Самохвалову, Алексею Чармадову, Людмиле Кавериной, Вячеславу Лазаряну, Александру Ивусу и многим-многим другим людям, оставшимся с компанией в трудные годы, чей высокий профессионализм и порядочность противостояли деструктивным процессам, сходных с теми, которые были характерны для России начала 90-х годов.
К нам и сейчас приходят разные интересные люди. Некоторые — и их, слава богу, большинство — рады возможности начать работу в крупном холдинге, они понимают, что возрождают транспортную отрасль России, поднимают экономику страны. Но есть и другие...
 
— Те, кто что-либо менять в своей работе не хочет принципиально?
 
— Вот-вот. Те, кто в советские времена были, так сказать «на должности», но в профессиональном плане ничего собой не представлял. Теперь все изменения, происходящие в компании, они расценивают как посягательства на свои привилегии. А в то же самое время «подвластные» им предприятия доведены до такого состояния, что... Вот, например, «Совтрансавто-Москва» в Кунцево. Когда мы приобрели контрольный пакет акций, предприятие было практически доведено до состояния банкротства. За десять последних лет не было ни одной модернизации парка! Машины ремонтировать было уже просто поздно. К тому же часть парка была так называемого «южного варианта», зимой постоянно возникали проблемы. Пришлось проводить санацию... Весь старый парк мы распродали, руководство уволено практически в полном составе — один человек остался. Мы стараемся возродить это предприятие, но находятся такие «сочувствующие»: спрашивают — «что, продали «Кунцево»?.. В Бресте — почти те же проблемы.
Те, кто считают, что мы «закручиваем гайки» — просто уходят. Но оставшиеся — работают. И хорошо работают. Мне кажется, дело в том, что люди начинают понимать свои цели и задачи, а главное — хотят видеть свою роль в их реализации. Ну и, разумеется, материальная заинтересованность. И это, я считаю, нормально: если человек вносит свой вклад в прибыльность предприятия, он заинтересован в том, чтобы ее постоянно увеличивать. Прошли те времена, когда потихоньку «проедалось» наследство, доставшееся от Союза. И в этом смысле я понимаю сторонних директоров-транспортников которые недолюбливают систему «Совтрансавто», считая что мы всегда находились в привилегированном положении. Однако у нас сегодня — те же возможности, что и у них, и нам нужно эффективно управлять всеми своими предприятиями в целом и каждым — в отдельности. Не все процессы происходят быстро, согласен. Но главный вектор нами уже выбран, а условия диктуют время и рынок. У нас, вопреки сплетням, есть желание и дальше развивать компанию, для этого необходимы инвестиции, грамотный менеджмент – ничего нового не придумаешь — и последовательность действий. В прошлом году обороты «Совтрансавто» с учетом иностранных фирм составили 100 млн евро. Налоговые отчисления в российский бюджет составили 190 млн рублей. У нас трудится около четырех тысяч человек, Одним словом, возрождается наша «империя».
 
— Скажите, а вы не испытываете некоей ностальгии по союзным временам?
 
— Я прекрасно ощущаю, что на дворе — ХХI век. Но надо помнить и о том, что в 60-70 годы — время, которое принято именовать «эпохой застоя» — было сделано очень много для развития экономики и промышленности, для того, чтобы наша страна стала супердержавой. Был период, когда об этом говорили пренебрежительно, но сейчас, люди начали вспоминать и то хорошее, что было в советские времена. Ведь та же модель управления холдингом, то, что мы внедряем сейчас, это, по сути, то самое Главное управление международных автомобильных сообщений периода СССР. Плюс новые технологии и система поощрений, отвечающая сегодняшнему дню. Ну и, может быть, «Мерседесов» и «Вольво» в нашем парке стало больше.
 
— «КамАЗы» и «СуперМАЗы» в своей работе вы не используете?
 
— Сейчас уже в странах Евросоюза действуют жесткие правила для грузоперевозчиков, особенные требования — к соблюдению экологических норм. Для Европы стандарт Евро-2 — это уже пройденный этап. Мы же пока закупаем технику, отвечающую стандартам Евро-3. Сейчас основу нашего парка составляют «Мерседес-Актрос», «Ивеко», «Вольво», в небольшом количестве — «Скания». В прошлом году взяли сто «Актросов», в этом — берем еще 50. Почему меньше? Осторожничаем... Прошлый год выдался очень сложным и тяжелым. Кстати, на наших предприятиях практикуется различная форма собственности на автомобили. Например, в «Совтрансавто-Брянск» из 350 машин половина свои, половина — в лизинге.
Сейчас мы готовимся к переходу на Евро-4 и даже на Евро-5, надеемся, что к тому времени наши нефтяники обеспечат для нас должное количество высококачественного топлива.
 
— А люди, которые приходят работать водителями? Им, наверное, важно то, что — фирма солидная. Насколько я знаю работа в «Совтрансавто» всегда считалась престижной.
 
— Наверное, все-таки было бы нечестно сказать, что у нас все и всегда решено и совсем нет проблем. Проблем всегда хватает. И вчера, и сегодня. Но я считаю, что каждый работник нашей «системы» просто делает на своем участке то, что он умеет делать, что он должен делать, что от него требуется. Водители, говоря военным языком, всегда «на переднем крае». А там всегда тяжелее всего, И потому им — самая большая честь и признание. Мы же, в свою очередь, решаем вопросы, которые стоят перед нами. И, поверьте, это тоже не всегда бывает легко.
 
— Анатолий Дмитриевич, и последний вопрос. Книга, посвященная истории «Совтрансавто», называется «Время собирать камни»...
 
— Да, сегодня действительно пришло время собирать камни. История «Совтрансавто» — это история любой крупной отечественной компании, пережившей и перестройку, и развал страны, и «дикий» капитализм. У нас всех — одна судьба, как и у России. И сегодня мы все стремимся к одному — возродить былое величие великой страны.
А вот как мы стремимся этого достичь — тут у нас у всех свои пути. Но правило — одно: работать! Кстати, недавно ЗАО ХК «Совтрансавто» удостоилось титула «Официальный поставщик Кремля». Мы единственная транспортная компания Россия, удостоенная этого звания. Полагаю, это тоже о чем-то говорит!
Яндекс.Метрика